Search - SP Page Builder
Search - TorTags
Поиск - Метки
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки

Макарий Унженский

1 1 1 1 1

Макарий Желтоводский УнженскийМакарий Желтоводский УнженскийВ прошлые века, путешествуя по Волге, многие не без удивления отмечали высокий культ Макария Унженского на отрезке Кострома, Кинешма, Юрьевец, Н. Новгород. Нередко делали петлю на Унжу к мощам святого. В 1837 году по пути в Вятку совершил паломничество в Макарьевскую обитель на Унже будущий царь Александр II Освободитель. За два столетия с небольшим до него дважды отправлялся на богомолье сюда государь Михаил Федорович.

Первый раз основатель династии Романовых обратился к имени Макария в тревожном для себя 1612 году, когда польско-литовские отряды, рыскающие по Руси, пытались пленить его, только что «выкрикнутого» на трон, в родовой вотчине матери Добнино (находится неподалеку от Макарьевской обители). После семи лет благополучия и здравия царь ездил поклониться раке святого второй раз. По сообщениям очевидцев, царь отправился в обитель с богатыми дарами в сопровождении матери Марфы Ивановны, дяди Ивана Никитича Романова и князей Федора Ивановича Мстиславского с Дмитрием Ивановичем Шуйским - родным братом царя Василия Ивановича. Не доезжая двадцати верст до заветного места, сошел с кареты и остальной путь до обители проделал пешим путем, дабы не нарушать окружающей тишины и святости.

Было даже мнение связать Макарьевскую обитель с понятием «царский путь»: из Москвы через Троице-Сергиеву лавру, Переславль, Ростов, Ярославль, в Кострому, Ипатьевский монастырь — обитель рода Романовых, куда русские государи традиционно отправлялись в паломничество по своему избранию.

…Житие Макария Унженского отмечает, что его с ранних лет — родился в 1409 году — отличала особая любовь к церковному пению, звону колоколов, чтению святых книг — при хорошей учебе. А когда ему исполнилось 14 лет, он, не спрося разрешения, покинул родительский дом и ушел в Печерский монастырь, что находился в трех верстах от Н. Новгорода. Благочестивые родители с ног сбились в поисках чада, но прошло три года, прежде чем они его отыскали. К изумлению родных, Макарий (мирское имя неизвестно) от встречи отказался, сказав: «Отец мой — Бог».

— Дай хоть руку поцеловать! — заслышав голос сына за стеной, умолял земной отец. На том и расстались.

Поучал в монашеской жизни Макария сам настоятель, помнивший святого Дионисия, основателя Печерской обители. Наставлял и радовался требовательности ученика к себе: ел меньше всех, а молился усерднее других, трудился до изнеможения, говорил мало. К себе был строг, а с окружающими внимателен, кроток. Все
это быстро снискало уважение и почет молодому иноку.

Тяготясь суетным и преходящим, Макарий по любви к безмолвию решился удалиться в пустынь. Покинув тайно Печерскую обитель, Макарий пришел на реку Лух, к месту впадения в нее реки Добрицы. Здесь он поставил себе хижину и стал жить наедине с Господом. Прослышав о подвижнике, к нему мало-помалу начали приходить ищущие спасения и с его согласия оставались при нем для назидания. Со временем около Макария собралась значительная братия и образовался монастырь. При монастыре был построен храм во имя Богоявления Господня.

Макарьев МонастырьМакарьев МонастырьПо устроению Богоявленской обители Макарий, назначив братии игумена, вновь ищет безмолвия и уединения. Переходя по обширным лесам Приволжья от одной пустыни к другой, он основал в разное время монастыри близ слободы Решмы, в 23 верстах от Кинешмы, и близ города Свияжска. Наконец, пришел на озеро, называемое Желтые воды на левом берегу Волги. Тут выкопал себе пещеру, в которой и жил в подвигах поста и молитвы. Однако чем больше подвижник убегал от славы человеческой, тем скорее распространялась она. И сюда стали приходить к нему ревнители богоугодной жизни, селиться по соседству. И здесь Макарию пришлось основать монастырь с храмом св. Троицы.

Наряду с христианами встречи с Мака-рием искали и иноверцы из окрестных чувашей, черемисов, мордвы. Восхищаясь строгостью жизни святого отшельника, его необычайным терпением в трудовых подвигах и лишениях, они приносили ему с братией хлеб, мед, овощи для жизни. Принося, охотно слушали проповедника о Христе Спасителе и при этом многие обращались к истинной вере. Крестил их Макарий прямо в озере.

Во время длительной борьбы с князем Дмитрием Шемякой некоторое время в монастыре жил великий князь московский Василий II Темный. Найдя утешение и опору у Макария, великий князь до конца дней своих сохранял чувство благодарности к нему, не раз присылал в монастырь гонцов с богатыми дарами.

В 1439 году в нижегородские пределы совершили набег татары. Предав огню и мечу все на своем пути, в том числе монастырь, они увели с собой Макария в толпе местных жителей. Однако казанский хан Улу-Мухаммед, увидев преподобного среди других пленных, сильно разгневался на своих военачальников: зачем было полонить такого добродетельного, кроткого и благотворительного служителя неба? Пусть идет домой. Отпустил Мака-рия и с ним около четырехсот пленных христиан с одним условием: не возвращаться на Желтые воды, ибо считал это уже своим местом.

На обратном пути Макарий с честью предал земле убиенных нечестивыми в его обители и отправился в галичские земли. Во время этого переселения все спутники по молитвам преподобного питались чудесным образом. Дойдя до города Унжи, преподобный был встречен с почестями местными жителями. Наслышанные о святой и богоугодной жизни старца, они указали ему укромное место невдалеке от города и впадения Унжи в Волгу. Здесь — в который раз! — Макарий поставил крест, построил келью и принялся молитвою, тяжким трудом и строгим постом добиваться милости Божией. И в который раз стали к нему собираться люди, желая воспользоваться его спасительными наставлениями. Удивительно и то, что, начав путь к Богу безусым подростком, Макарий завершил его глубоким девяностопятилетним старцем — 25 июля 1504 года — после восьми десятков лет монашества.

Чудеса, связанные с именем Макария, происходили и после его смерти. Благодаря чудесному явлению черноризца татары, окружившие плотной толпой город Унжу в 1522 году, трое суток не могли взять слабый город, а когда попытались сжечь его, народ стал усердно взывать: «Святой Макарий! Помоги нам». И неожиданно полился дождь, пожар был залит, а татары в ужасе бросились бежать от города. В то же время отдельные отряды татар из трехсот человек хозяйничали в Макарьевской пустыни: они хотели оборвать серебряную раку с мощами старца, но ослепли.

В период Смуты жители Решмы, Юрьевца, Нижнего Новгорода, взывая к Макарию, не раз испытывали разнообразную и чудодейственную помощь святого в борьбе против польско-литовских банд.

Обращаясь в молитвах к преподобному, более пятидесяти человек смогли исцелиться от недугов. Сколько людей обрело здоровье, черпая воду из «святого» колодца, вырытого Макарием на Унже!

Чудес со временем накопилось столько, что в 1619 году в Макарьевскую обитель была послана патриархом Филаретом специальная комиссия, которая подтвердила святость старца. Наряду с Макарьевскими обителями на Унже, Немде, в Решме, Пурехе возобновил деятельность Желтоводский монастырь. В честь Макария устраиваются храмы в нескольких селах неподалеку от Юрьевца, а в самом Юрьевце при Богоявленском монастыре закладывается придел его имени.

Сбылись слова Макария, сказанные незадолго до смерти: «Братие, не скорбите по отшествии моем, обитель сия (читай: дело мое) не оскудеет».

Альманах "Юрьевец". 2001 г.

© 2017 Сайт города Юрьевец

Mobile menu

Яндекс.Метрика