Search - SP Page Builder
Search - TorTags
Поиск - Метки
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки

Село Михайлово и окрестности

1 1 1 1 1
Село Михайлово и окрестности - 5.0 из 5 на основе 1 голосов

Cvyatoi istochnik blajennogo SimonaСвятой источник блаженного Симона (2006 г.)На левом берегу р. Елнать, примерно в 3 км от ее устья, раскинулось большое село Михайлово — центр сельской администрации и центральная усадьба совхоза «Михайловский».

Сегодня это административное образование объединяет 36 населенных пунктов. В основном это небольшие «островки» жизни, раскинувшиеся по берегу полноводной реки и ее заливов. Но есть и более «крупные» деревни — от 11 до 25 дворов. В самом Михайлове проживает 530 человек и насчитывается 193 хозяйства. История села типична для многих населенных мест Юрьевецкого района.

В 70-х годах XIX века на тракте Юрьевец — Кинешма появилась небольшая деревенька Зименки. Ее населяли удельные, или государственные, крестьяне, которые, «сидя» на государевой земле, обязывались помимо подушной подати, платить в казну отработочную, продуктовую и денежную ренту. В 1880 году деревня была переименована в Михайлово. Развитие капитализма вызвало рост и расширение некогда маленькой деревни. Так, в 1910 году Иван Павлович Гарнов основал в Михайлове льнопрядильную фабрику. На ней первоначально работало 65 человек. Производительность фабрики была низкой, продукции выпускалось немного, но существование фабрики в деревне наложило на нее определенный отпечаток. Помимо фабрики Гарнов имел в Михайлове мельницу по помолу зерна, кирпичный завод и два жилых дома.

В 1910 году в Михайлове открывается земская школа. Ее архитектором был Черкасский. Строила школу так называемая «золотая рота», то есть арестанты. Весь строительный материал: кирпич, черепицу для кровли — делали на месте.

В 1914 году Михайловскую льнопрядильную фабрику хозяин переоборудовал под изготовление валяных сапог для русской армии. Условия труда здесь были очень тяжелыми. Использовался детский труд, продолжительность рабочего дня была 12 часов.

В годы февральской революции в Михайлове на собрании общины проводятся выборы в совет, его председателем становится Казнин Алексей Федорович из деревни Токарево. Больших полномочий этот совет не имел. Он выдавал отдельные справки, и поэтому председатель занимался своим крестьянским делом, а по необходимости подписывал ту или иную бумагу, ставя печать, которую носил при себе. Печать — вот и все хозяйство первого совета.

odin iz ostavshihsya korpusov lnopryadilnoi fabrikiОдин из оставшихся корпусов льнопрядильной фабрикиПосле Октябрьской революции совет существует уже не формально. Он получает властные полномочия. Начинается «экспроприация экспроприаторов», затем раскулачивание. В 1919 году совет возглавляет Сергеев Александр Яковлевич. Фабрика и другие владения Гарнова национализируются. Он, правда, в течение года остается в должности ее директора, но уже в 1920 году из Пучежа назначают другого директора — тов. Мазурина. Он был первый «красный» директор в Михайлове. Фабрика проработала до 1930 года и была закрыта по причине недостатка льна. Оборудование ее было перевезено в Юрьевец на льнопрядильную фабрику.

Много деревень рассыпано по берегу реки Елнать, между полями и перелесками Михайловских угодий: Амбросово, Астафьево, Алешково, Быстрица, Гарь, Голодаево, Горшуково, Гришино, Дубнево, Иваниха, Ильинское, Зыково, Злобино, Заднево, Зяблово, Кокуево, Кашино, Левино, Кузьминская, Кошкино, Молево, Коурцево, Лилеково, Парфеново, Мауриха, Мокино, Овчинниково, Петушиха, Погорелка, Середкино, Сергеевка, Сельцо, Токарево, Чудь, Якимиха, — и у каждой — своя история, своя изюминка.

Недалеко от села на берегу реки расположилась д. Петушиха. Дворов здесь мало, а загадок много. Обычно деревни получают названия по фамилии жителей — в Парфенове живут Парфеновы, в Сергеевке — Сергеевы, а вот Петуховых в Петушихе не было никогда. Более того, дореволюционные карты дают другое название — Гостище, фамилия коренных жителей — Абдины, скорее всего, татарского происхождения. Так «гостями» называли на Руси странствующих торговцев и иногда пришельцев из других мест. Отличались жители этой деревни не только фамилией, до самой коллективизации их хозяйства были на особинку — справные, богатые, зажиточные. Каждая семья имела два двухэтажных дома: летний и зимний. Совместный труд огромной семьи позволял обеспечить на долгую зиму всех едоков пшеницей, овсом, пшеном, горохом, гречихой и ячменем. Река круглый год снабжала рыбой, за деревенскими полями начинались леса, полные грибов, ягод, строевого леса. Но особенно славилась Петушиха овощами. Небольшая равнина перед рекой создавала удивительный микроклимат. Особенно хороши были огурцы, и елнатские крестьяне называли эту деревню «Петушиха огуречная». Много держали и скота. Борис Лебедев вспоминает, что в каждом доме было 2–3 лошади, 3–4 коровы, телята, поросята, овец и птицы — без счета. Несмотря на то, что семьи были большие, продуктов было с лишком, и деревенские охотно торговали ими в Юрьевце и Кинешме. Лаптей не носили, мужики ходили в сапогах, бабы в полусапожках — котах. Особенно красивы были девушки в этой деревне. Держали их строго, до замужества из дому не пускали, несколько метров до бани везли на санях с закутанным лицом — боялись сглазу. В наши времена Абдины породнились с Федоровыми, Козловыми, Лебедевыми. Но память о своих предках свято берегут. Помнят, с какой любовью относились их отцы и деды к коням, с каким бережением передавали конскую упряжь и роскошные плетеные сани — кошовки. Их запрягали только по великим праздникам.

Больнее всего даются старикам воспоминания о коллективизации и раскулачивании. Добровольно из петушихинцев в колхоз не вступил никто. После создания в Михайлове комбеда комиссия начала реквизицию имущества в пользу колхоза. Бабы только голосили, а мужики кидались с ружьями, когда со дворов выводили коров и лошадей. Колхозу пригодилось все: дома для конторы, весовой и бытовой сараи, чуланчики, припасы, предметы домашнего обихода. После такого разорения жителям Петушихи не нужна была никакая агитация, все поневоле пошли в колхоз. Один только бобыль Лебедев никак не желал быть «охваченным коллективизацией». Жил он резьбой по дереву, вырезал из липы ложки, посуду и детские игрушки во время долгих зимних
вечеров, по Волге на санях вез свой товар в Нижний Новгород на ярмарку, а лето проводил на огороде и реке. Денег ему хватало, маленькие черноглазые Абдины ходили за ним гурьбой, так как у него всегда были в кармане конфеты. Веселый балагур, он любил волю и никак не желал стать колхозником, тем более что петушихинских как раскулаченных прижимали вовсю. Если у колхозника личная корова приносила телушку, ее надо было отдать в колхоз, обобщили все поля, обрезали огороды. Сено запрещали косить даже вдоль дорог. Вообще на тему сена можно было бы написать целую трагедию. Александра Абдина рассказывала, как сушили тайно скошенное сено в доме в подполье, но кто-то их выдал. Неприятная вышла история.

Но вернемся к игрушечнику Лебедеву, его история еще короче и неприятнее. Старики немногословны. Как-то вечером приехала телега с двумя то ли военными, то ли милиционерами, забрали весельчака-балагура, а в доме его поселился дальний родственник с многочисленным семейством. С тех пор прошло более полувека, колхоз поднимался, пережил расцвет и исчез в эпоху укрупнения. Абдины поднимали хозяйство, воевали и возвращались налаживать новую жизнь, но никогда уже не жили так богато, как в те далекие годы, когда, возможно, кто-то еще помнил, что они за гости и откуда пришли.

Первый колхоз в Михайлове организовался зимой 1930 года. Он назывался «Пролетарий». Его возглавил Жандаров Василий Васильевич. К весне 1930-го в нем насчитывалось около 40 колхозников, имелось 12 лошадей. Стали появляться первые тракторы. Вскоре после организации колхозов в хозяйствах Михайловского сельсовета работало 8 тракторов «Форд-зон», находящихся в ведении МТС, потом появились тракторы отечественного производства ХТЗ, СТЗ, сельхозмашины. 
В д. Коурцево, что расположилась на правом берегу Елнати, между ключиком блаженного Симона Юрьевецкого, который подвизался здесь в XVI веке, и селом Елнатью, в 90-х годах XIX века родился Алексей Иванович Ворошин. Усердная ли молитва Алексея к блаженному Симону, близость ли к месту его подвигов, но оказались сходными пути блаженного Симона и Алексея Ивановича. Все свободное время Алексей отдавал молитве, уединяясь для этого в баньке или на ключике блаженного Симона. В молитве и уединении прошло много лет.

Наступил 1917 год. Из Петрограда шли указы создавать на местах сельсоветы. Крестьяне, зная благочестивую жизнь Алексея, выбрали его председателем сельского совета. Но через год он оставил эту должность и в 1928 году избрал подвиг юродства.

Юродство во Христе — один из труднейших и великих подвигов христианского благочестия. Совершенно свободные от всяких земных привязанностей, отказываясь от всякой собственности, не имея обыкновенно определенного пристанища и потому подвергаясь всем случайностям бездомной и бесприютной жизни — эти избранники самим делом, с буквальной точностью осуществляли в своей жизни заповедь «Ищите прежде царствия божия и правды его, и сия вся приложится вам» (Мф. 6,33). Был Алексею дан дар прозорливости. Многие события: закрытие храмов, раскулачивание, создание колхозов, война — им были предсказаны. Делал он это иносказательно, и не все сразу понимали смысл его пророчеств. Как-то зимой зашел он к своей сестре Анастасии без единой тряпицы на теле. Сестра забранила его, а муж Геннадий велел дать ему самую лучшую одежду. Алексей оделся, вышел на улицу и неподалеку от крыльца разделся, аккуратно сложил на снег одежду и пошел из деревни. Долго недоумевали хозяева. А в конце зимы власти выгнали их из дома в одном нижнем белье.

Задолго до массового закрытия церквей блаженный Алексей говорил, что наступит время, когда в России почти все храмы будут закрыты, но Господь пошлет лютую кару, войну, и люди очнутся, и часть храмов снова будет открыта. Но тоже ненадолго, в 1960-м наступит новое гонение, снова будут закрывать храмы, и все истинно верующие понесут много скорбей.

В 1937 году Алексея арестовали и поместили в Кинешемскую тюрьму. Ставили его босыми ногами на раскаленную плиту. Пришел однажды посмотреть на юродивого сам начальник тюрьмы и спросил его:

-Все говорят, что ты святой, что ты скажешь?

-Ну какой я святой. Я грешный, убогий человек.

-Это правильно, у нас святых не сажают.

Наступило молчание, которое прервал сам же Алексей Иванович.

-Что ты со мной говоришь, когда у тебя дома несчастье…

Начальник тюрьмы удивился, а когда пришел домой, то увидел, что жена его повесилась.

Измученный пытками Алексей попал в тюремный лазарет и здесь скончался. Тело его на 13-й день было отдано родственникам и погребено на одном из кладбищ г. Кинешмы. В 1985 году стараниями верующих людей его честные останки были обретены. Некоторое время они хранились под алтарем в храме д. Жарки, а затем перевезены в Свято-Введенский монастырь в г. Иваново.

В 1931 году с. Михайлово «украсила» колония для заключенных. Располагалась она там, где прежде находился склад для льна, и тянулась до лесопильни. Ее территория была обнесена 6-метровым забором с вышками. В годы войны все заключенные «добровольцами» записались в штрафные роты, а на базе колонии в 1943 году был создан лагерь для военнопленных № 185. Здесь находились как рядовые немецкие, румынские, итальянские солдаты, так и высший командный состав: офицеры и генералы. Рассказывают, что в Михайлове был племянник Гитлера Лео, адъютант фельдмаршала Паулюса.

Военнопленные работали на предприятиях в Юрьевце, Кинешме, Родниках, Вичуге. Заготовляли и сплавляли лес, запасали дрова. В лагере насчитывалось до 10 тысяч человек, среди них 16 генералов, которых вскоре отправили в лагерь в Чернцы (под Ивановом).

Охрану лагеря нес учебный полк ГУЛАГ МВД СССР. Первым начальником был Мусатов (из Юрьевца), потом полковник Хухрянский, затем майор Горный и последний — Кудрявцев. К 1946 году в лагере остались одни немцы, а в 1949 году лагерь был полностью расформирован, отправлен последний состав из 12 вагонов. Полк охраны оставался до 1952 г., после чего был перебазирован в г. Калач.

В 1950-м году по всей стране было проведено укрупнение колхозов. Колхозы «Пролетарий» (д. Михайлово, Дубнево, Голодаево), колхоз «Беднота» (д. Астафьево, Гришино, Овчинникове, Злобино) и «Прогресс» (д. Середино, Алешково) объединили. Новый колхоз стал называться «Новый труд» (с центром в д. Михайлово). А 16 февраля 1960 г. на базе «экономически слабых» колхозов «Новый труд» (д. Михайлово), «Дружба» (д. Парфеново), «Ударник» (д. Гарь), «Коммунар» (д. Ка-менники), «Память Ильича» (д. Коурце-во), «Большевик» (д. Ильинское) создали большой совхоз «Михайловский». Совхоз имел мясо-молочное, а с 1965-го — откормочное направление.

В 1980-е годы — после майского пленума ЦК, принявшего Продовольственную программу, — в Михайлове много строят жилья. Ежегодно новоселье справляли десятки семей. Буквально на глазах выросли три новые улицы (Мира, Молодежная, Полевая), новые учебные корпуса профтехучилища. В совхозе в эти годы были построены 3 животноводческие фермы, склады, много других хозяйственных построек, десятки километров сельских дорог оделись в асфальт. К сожалению, в последнее десятилетие, как и повсюду, здесь наметились негативные тенденции: уменьшились посевные площади, поголовье скота, последние 3–4 года не приобреталась новая техника. Нынешний директор совхоза Николай Викторович Кузьмин с горечью рассуждает об этом. И в то же время замечает: «Восхищаюсь людьми, которые в это трудное время не растерялись и по-прежнему работают с полной отдачей. На их плечах хозяйство сегодня стоит. И надеемся, выстоит».

Н. В. Кузьмин проработал в совхозе 14 лет, хорошо знает людей, кто на что способен. Сейчас в колхозе работает 100 человек. Многое держится на механизаторах. Николай Охапкин, Анатолий Софронов, Евгений Крестенко, Вячеслав Мокин, Евгений Смирнов, Василий Тихомиров, Николай Горюнов, Евгений Шлянников — эти люди, мастера на все руки, обслуживают сегодня по 2–3 единицы техники. В посевную и уборочную страду трудятся, не считаясь со временем, а зимой занимаются лесозаготовками, работают на колхозной пилораме.

Некоторые бывшие колхозники смогли здесь создать фермерские хозяйства. У частников сегодня 40 тракторов, 20 автомашин, другая техника. Народ здесь не ленивый. Обрабатывают землю, выращивают скот, занимаются рубкой бань, частным извозом. Молодые кадры механизаторов и фермеров сегодня готовятся в стенах Михайловского ПТУ-20. Здесь под руководством директора Н. В. Чистякова работает коллектив опытных педагогов. Училище имеет 2 филиала: в Кинешме (50 человек) и Пучеже (120 человек). В Пучеже готовят поваров, швей-вышивальщиц, трактористов-мотористов. Обучаются ребята бесплатно. В училище за десятилетия его существования (год образования - 1959-й) сложилась крепкая производственная база. Училище имеет свои земли, мастерские, технику.

Так и живет сегодня село Михайлово. Трудно живет, но не унывает. Как и прежде, окрестные деревни на рассвете оглашаются петушиными криками. Хозяйки выгоняют на пастбище своих буренок, выезжают в поля трактористы. Многого не хватает сегодня сельчанам: солярки, запчастей, семян, удобрений. Но главное, что есть, — это запас терпения и веры в то, что их труд скоро будет по-настоящему востребован в стране и что жить будет спокойнее и легче.

Альманах "Юрьевец", 2001 г.

© 2017 Сайт города Юрьевец

Mobile menu

Яндекс.Метрика