PLG_SEARCH_DATSOGALLERY_XML_NAME
Search - SP Page Builder
Search - TorTags
Поиск - Метки
Поиск - Категории
Поиск - Контакты
Поиск - Контент
Поиск - Ленты новостей
Поиск - Ссылки

Кривоезерский монастырь

1 1 1 1 1
Кривоезерский монастырь - 5.0 из 5 на основе 1 голосов

Krivoezerskii monКривоезерский монастырьОснован в 1624 году. В 1676 году уже имел две деревянные церкви:

-  Церковь во имя Живоначальные Троицы с приделами:

Пресвятые Богородицы Знамения,

Благоверного князя Александра Невского,

Священномученика Онтипы,

Преподобнаго отца Варлама Хутырского

- Церковь во имя чудотворца Николая.

Со временем построены каменные церкви:

- Соборная каменная с 1754 года во имя Святой Живоначальной Троицы с приделами:

В честь Знамения Божьей Матери 1741г.

Во имя Святителя Николая 1755г.

- Каменная колокольня над святыми вратами 1795г.

- Каменная церковь во имя Благоверного князя Александра Невского 1796г. с приделами:

В честь Сретенья Господня 1835г.

В честь Покрова Пресвятые Богородицы 1835г.

- Каменная церковь во имя Священномученика Антипы 1799г.

- Большой каменный пятиглавый собор в честь Иерусалимской иконы Божьей Матери 1827г. с приделами:

В честь Преображения Господня да Сергия Радонежского и Варлаама Хутырского.

Да две каменных часовни: одна в Юрьевце на монастырской земле (ниже города), другая, называемая молельней блаженного Симона, на холме, на месте слияния окружающих монастырь озёр.


 

Свято-Троицкая Кривоезерская пустынь Костромской епархии (П.Алексий Воскресенский, тип. Азерского Кострома, 1904г.)

«Пустынь сия находится в Костромской губернии на левом берегу Волги, знаменитой русской реки, кормилицы-матушки. Она расположена не вдалеке от нея, по прямому направлению не более одной версты. Прямо перед нею, на противоположном берегу Волги раскинулся уездный город Костромской губернии, Юрьевецъ-Повольский, с его церквями и домами. Самая пустынь построена на песчаных холмах. Она с трёх сторон окружена озёрами. Кривым, от коего и получила название Кривоезерской, Змиевым и Лопённым; окаймляется ещё полями и рощами, состоящими большей частью из берёз, сосны и отчасти дуба. С южной стороны монастыря тянутся на протяжении нескольких вёрст песчаные возвышенности, называемыя Асафовыми горами.

Во время разлива реки Волги и двух соседних рек Унжи и Нёмды, впадающих в неё несколько выше обители, - когда вода их соединяется с водой озёр монастырских, монастырь представляет собой живописный вид. В особенности прелестный вид представляется вашим глазам с противоположной монастырю горы города Юрьевца. Тогда пустынь, находящаяся на луговой стороне и окруженная отовсюду водами, представляется как бы стоящей на острове. Скромные белые здания пустыни резко выделяются из массы тёмных вод. В это время взгляд, брошенный наблюдателем с противоположной стороны, навевает на душу какие-то сладостно-грусныя и неземныя чувствования. Картина поистине достойная кисти художника!..»


 

(Пророкова С. «Левитан» Мол.гв. М. 1960) «Левитан бродил по Юрьевцу, богатому старинными церквями. История, ещё более древняя, чем плёская, листала перед ним свои удивительные страницы... Юрьевец привлёк симпатии художника. Обворожил его один монастырь, расположенный в лесу на противоположном берегу около большого Кривого озера. Дивные истории рассказывали Левитану о прошлом Кривозерского монастыря. Левитан слушал легенды и всё чаще переезжал на лодке к монастырю. Шел по узким хрупким лавам, бродил вокруг массивных башен. В альбоме появились первые эскизы... Левитан писал с редкостным увлечением и упорством. Картина нравилась самому. Тишина, предвечернее умиротворение. «Тихая обитель» произвела огромное впечатление на выставке. Увлеченный полюбившимся поэтическим мотивом, он ещё один раз повторил его в картине «Вечерний звон»...

«Кривоезерская пустынь представляет собою квадратный четвероугольник, в середине коего помещаются четыре монастырских храма, а по бокам братские келии, трапеза и каменная ограда с двумя большими башенками на юго-западной и северной сторонах обители. Над святыми вратами помещается довольно высокая колокольня.


 

Основание пустыни относится к первой половине ХVII столетия. Она основана вследствие предсказания одного раба Христова, блаженного Симона Юрьевецкаго, что «через сорок лет по кончине на том берегу будет создана обитель на спасение инокам.» Блаженный скончался в 1584 году, следовательно, первоначальное основание пустыни должно относится к 1624 году, когда здесь поселилось несколько любителей безмолвно-уединённой жизни. В 1641 году пустынножители уже имели храм Пресвятыя Троицы с четырьмя приделами. Первоначальником пустыни был первооснователь ея строитель монах Симеон, муж аскетического направления.»

В 1676 году в церкви « в олтаре, за престолом образ Пречистыя Богородицы Одегитрия, в пределе Пресвятые Богородицы Знамение образ Богородицы Знамения, в пределе благоверного князя Александра Невского образ Пречистыя Богородицы Владимирския, в пределе Святого великомученика Антипы образ Пресвятые Богородицы Знамение, в пределе Варлаама Хутырскаго образ Пресвятые Богородицы Одигитрия. В монастыре много книг письменных и печатных. В тёплой церкви Николая Чудотворца образ Пречистыя Богородицы Владимирския».

Монастырь владеет многими пашенными, сенокосными и лесными угодьями. «А в монастырь же, строителю з братиею Государева жалованья указана руга по осми рублев на год по Государевой грамоте из приказу Болшого двора за приписью дьяка Смирнова Богданова 162-го году (1654 г.) в Юрьевце Поволском ис таможенных доходов. А под хлеб пашню пашут и всякую работу работают собою и наемными работными людми. У монастыря ж двор конской, да двор скотской, да гумно. А во дворе живут наемныя переменныя люди из найму.»

«Большую известность и уважение обитель Кривоезерская приобрела с 1709 года, когда новоначальный инок этой обители Корнилий, в мире Кирилл Уланов царский иконописец, в первые дни по своем пострижении написал икону Божьей Матери, именуемую Иерусалимскою.»

«Молодой придворный царский изограф (иконописец) Кирилл Уланов много времени проводил в Успенском соборе Московского Кремля перед иконой Иерусалимской Богоматери. (Незадолго до этого наши юрьевецкие иконописцы были вызваны и подновляли росписи Московского храма после нашествия поляков).

Он, уже известный иконописец, писавший иконы для родственников царской семьи (Нарышкиных), пытался постичь тайну древнегреческого написания икон, постичь мысли иконописца, создавшего это уникальное произведение, найти силы и вдохновение для создания такого же. Но это придет к нему позже в Юрьевце Повольском в Кривоезерской пустыни...»

«Одна из наиболее чтимых в христианском мире Богоматерных икон - есть Честная икона Ея Иерусалимская, по древнему церковному преданию, первоначально написанная святым Лукой в пятнадцатое лето по Вознесении Господа на небо и долго потом стоявшая в Гефсимании, у гроба Пречистой Богоматери, почему ей и усвоено было наименование Иерусалимской.»

Греческий император Лев Великий перенес её в Константинополь, где она спасла город от скифов. Затем перенесена в Храм Влахернский, откуда попала в Херсонес Таврический. Крестившийся здесь святой князь Владимир перенес её в Киев, откуда послал её в Новгород Великий. Иван Грозный вывез её в Москву в Успенский собор.

В 1812 году, французы похитили её и увезли в Париж, где в соборе Парижской Богоматери она находится и поныне.

Удалившись в келью, Корнилий приступает к осуществлению своей мечты - написанию иконы Иерусалимской Богоматери. Икона написана весной 1709 года, «во время поста», на одном дыхании, по памяти. Икона шириной 103,3 см высотой 153,1 см.

Монастырь украсил её серебряными вызолоченными венцами весом в 4 фунта 60 золотников, потом сделан серебряный вызолоченный оклад (пошло 700 листов позолоты и 100 листов серебра).

Вскоре, по написании святой иконы монах Корнилий был в Москве для сверения написанной им иконы с подлинником, а осенью пишет такую же для своей келии размером в 7 вершков (30,8 см.) По просьбе братии он пишет третью 115,7 х 81,2см, для того чтобы обитель не лишалась защищения Пресвятые Богородицы, в то время как уносили первую - «носимую».

Следует отметить, что влияние, воздействие иконы было таково, что она постоянно была носима по уездам, городам, сёлам губернии, её просили на свадьбы, больным. Благодаря пожертвованиям на икону, оплате за её ношение, Кривоезерский монастырь в XVIII веке построил каменный Троицкий собор, все каменные церкви, каменные помещения и ограду, а для иконы особый Входоиерусалимский пятиглавый собор наподобие юрьевецкого.

В 1824 году, когда она находилась в соборе города Галича, проезжавший здесь император Александр I молитвенно преклонил перед нею свои колени.

Много пережила и повидала икона за три столетия. В двадцатые годы она была неумело «подновлена», искажены цвета. Но и сейчас помогает нам в наших трудных жизненных ситуациях.

Земли за монастырем тогда было 261 десятина, угодий 1292 сажени (пашенная земля, сенокосные угодья, дровяной лес, негодная земля). Кроме того, в городе Юрьевце каменные дома и три торговые лавки, рыбные ловли на реке Волге, мукомольная мельница, ветряная шатровая мельница при монастыре.

Внутреннее убранство церквей было ещё богаче и наряднее. Монастырь был 2-ой категории и никогда не закрывался. Описание хозяйства монастыря заняло бы много места, поэтому отсылаю интересующихся к «Историческим запискам о Троицкой Кривоезерской пустыне» написанной иеродиаконом монастыря Фелуменом. М. в тип. А.Семена, 1862г.

В конце ХIХ века на части земли монастыря на Юрьевской заводи строится большой лесопильный завод Бранта. Рядом вырастает большой поселок рабочих Новая слободка, и судоремонтный завод.

После революции монастырь закрыт, в нём содержались малолетние преступники. Затем создан первый совхоз уезда «Кривозёрье», где работали бывшие заключённые трудовой с/х колонии. Они содержались в бывших кельях монахов, а церковные здания были превращены в мастерские лесопильного завода «Красный Профинтерн».

При затоплении этой местности Горьковским водохранилищем церкви взорваны и разобраны. На выступающих частях фундаментов лесопильного завода сейчас установлен памятный крест.

Автор: ВЛАДИМИРОВ Борис Алексеевич

© 2017 Сайт города Юрьевец

Mobile menu

Яндекс.Метрика